Интернетоскири бутори ваш Романыпэн
Сетевая инициатива, посвященная цыганской культуре
Internet Initiative For Romany Culture
 

Религии цыган

По религии цыгане на Приднепровье были православные, в Галиции и на Закарпатье греко-католики. Однако они посещали церкви только в дни больших праздников. Когда детям исполняется 10-13 лет, проводится крещение, где у кумы зовут несколько пар. Первая Библия на цыганском языке была издана в СФР Югославия в 1991 году.

Кочевые цыгане имели языческое мировоззрение, который, однако, имел религиозное направление: они верили в существование Бога, дьявола, души, загробной жизни. Использование талисманов, оберегов присуще для всех групп цыган, кроме крымчан. Они, по их разумению, могли защитить их от несчастий и болезней. Есть среди религиозных верований и архаичные, древние элементы: культ проклятых вещей, многочисленные ритуальные предрассудки мехриме, верования в счастливую и несчастливую руку, в пророческие сны, в существование нечистой силы русалок, домовых, мертвецов и прочее.

Своеобразный культ хранительницы семьи у цыган представлен культом икон, которые были одними из важнейших оберегов. Небольшая иконка сохранялась в каждой кочевой кибитке. По поверьям цыган она имела размещаться на левой внутренней стенке кибитки, где защищала от болезней левую, сердечную часть тела того, кто управлял лошадьми, его левую руку, державшую кнут символ главы семьи и хозяина.

Каждый лагерь имел собственную таборного икону, которая принадлежала всем. Ее хранили в кибитке предводителя лагеря вайды. Главные события в жизни определенного цыганского рода происходили у этих икон, с ними проводили множество обрядов и ритуалов. Ее хранительницей всегда была старейшая и мудрейшая в лагере женщина.

В 1991 году в Луцке было найдено единую уцелевшую лагерную икону на территории Украины, которая принадлежала кочевом лагеря этногруппы ловари. Теперь она хранится в Белоцерковском государственном краеведческом музее.

В кочевых цыган Украины использовался также культ огня. В прошлом, и в наше время, с ним ассоциируются добрые силы природы, которые оберегают семью. Культ огня был настолько большим, что до тех пор, пока костер не сгорит, лагерь с места не снимался, а ночью его поддерживали молодые неженатые парни. В наше время у огня цыганки проводят магические ритуалы. Независимо от принадлежности их к определенной этногруппы, в погребальном обряде цыган Украины больше проявляются их собственные языческие религиозные взгляды. Они считают, что покойник не умер, а ушел в другой мир, в котором он будет иметь новое полноценную жизнь. Умершего проносят мимо его шатер, возле которого выставляются миски и сковороды со специально приготовленными блюдами, чтобы задобрить покойного. По верованиям цыган, покойник беспокоит свою семью, поэтому кочевые цыгане быстрее покидали могилу и уезжали на большое расстояние. Оседлые цыгане в наше время строят специальные саркофаги, чтобы покойник не являлся ночью домой и не беспокоил их. Как прежде, так и в наше время, могилу сооружали в виде полноценного жилья: саркофаги представляют собой выложены кирпичом стены и дно погребальной ямы, куда опускается гроб; на стенки кладется плита, которая засыпается землей; слева от головы покойника и над его головой в стенке делают стеклянные окошки, чтобы он мог наблюдать за миром, который оставил. Цыгане католического обряда сооружают саркофаг на поверхности земли, в виде склепа.