В. В. Шаповал

ПРЕПОДАВАНИЕ ЦЫГАНСКОЙ ИСТОРИИ

(2003)


 
Вопрос о преподавании ромской (цыганской) истории (Анализ проблемы подготовлен Виктором Шаповалом, вебмастером Российского сайта LILORO, посвященного ромской (цыганской) культуре, языку, социальная интеграции и образованию)
 
В.Ш. Получив приглашение поучаствовать в семинаре EUSTORY в феврале 2003, я обратился с запросом к г-ну Валерию Новосельскому, советнику президента Международного союза цыган по Азии, Ближнему Востоку и Латинской Америке, он любезно разослал мое письмо многим экспертам через информационные сети для ромов во всем мире: Romano_Liloro, Russian_Roma, Roma_India, и т.д
Пативале Рромале,
камав тэ жянав, со туме пхэнена, сар ласа тэ сытярас э Рромайи история анде буте-национальна школа тхэ ле РРомане шявенгэ.
Ажутил туменге о Дел!
Виктор Шаповал
[Дорогие друзья,
меня интересует ваше мнение по проблеме - преподавание истории цыган в многонациональной школе и преподавание истории цыган цыганам.
Заранее благодарен
Виктор Шаповал]
Это сообщение из России на тему "Вопрос о преподавании ромской история" обратило внимание многих людей на эту проблеме и включило меня в круг людей, готовых помочь с образовательными материалами и поделиться мнениями по вопросу.
Я хотел бы упомянуть каждого и благодарить их всех:
Mr. Asmet Elezovski, Head of RCC "DROM", member of Roma National Congress
Mr. Zak Freiwald,
Ms. Sally Holt, Legal Officer Office of the OSCE High Commissioner on National Minorities
Prof. Jan Hancock (University of Texas, Austin, USA)
Ms. Martina Hornakova, charge of the European Project: Training of teaching staff for Roma/Gypsy children and youth in the Gypsy Research Center (Paris)
Mr. Marko D. Knudsen,
Ms. Vaska B. Mustafa, TV journalist from Macedonia
Mr. Adrian Marsh, MPhil, MA, BAHons. (Istanbul Romani Studies Network, University of Greenwich/Swedish Research Institute in Istanbul)
Mr. David Mcessey, Albquerque NM
Mr. Valery Novoselsky, International Romani Union President`s Advisor for Asia, Middle East and Latin America
Mr. Marconi Rupa,
Ms. Petra Safarova, PhD student in ethnomusicology, Harvard University Department of Music
Prof. George Sarau, University of Bucharest, Inspector for Romani Education in Ministry of Education
Ms. Elena Kali Turull, a lady from Kalderash tribe, working in Romani education in USA
Ms. Maria Wilson, from Australia
 
В.Ш.: Почему мы должны изучать ИХ историю?
Этот вопрос может быть задан взаимно. Представитель меньшинства может спросить: Почему я должен изучить ВАШУ большую историю? Кому нужен ВАШ Карл Великий? И представитель большинства может спросить также: Почему я должен изучить ВАШУ маленькую историю? Кому интересны ВАШИ вожди племени? Мы не можем игнорировать такие вопросы.
Почему мы должны изучать ИХ историю?
1. - чтобы воспитывать терпимость к друг другу
Г-н Зак Фрейвалд: невозможно понять культуру какого-либо народа без некоторой исторической перспективы. Это верно и по отношению к моему народу [ромов]. Соответственно, историческое образование - полезная штука.
Г-жа Елена Кали Turull: Мы имеем среди ромов известных ученых, педагогов и многих др. людей, которыми гордимся. Почему бы не рассказывать о них на часах истории, это бы помогло [не-цыганам] нас меньше бояться. Открыло бы им путь к пониманию нашего отличия и нашего наследия, культуры, преданий и традиций.
Г-н Адриан Марш: Во всех этих случаях [учительский опыт автора] преподавание ромской истории было весьма полезным для развития сообразительности и ориентации в проблемах изоляции и дискриминации у детей, социальных консультантов и работников НГО.
Один отрицательный пример. Я должен обойтись без имен участников в следующем отрицательном примере: один ромский актер, выходец из Восточноевропейской посткоммунистической страны, выставил гостя за порог своего дома, потому что ... гость не выразил ненависти к Германии за зверства нацистов, совершенные над ромами и евреями во время 2-й мировой войны...
Как школа может предотвратить возникновение таких проблем?
Г-жа Петра Сафарова: Научение распознанию социального неравенства и межэтнического конфликта должно быть включено в множество предметов, не только в историю. Важно не перекладывать всю вину на не-цыган, поскольку это часто ведет к излишней защите и закрытости
В.Ш.: Почему мы должны изучать ИХ историю?
2. - чтобы улучшить наши отношения
Г-жа Петра Сафарова: Молодой не-цыган мог бы спросить: "Какие принципы, методы и мнения нам надо изменять в нашей стране, чтобы рома стали равноправными членами общества?" Со своей стороны, рома не должны бояться спросить себя: "Чему мы можем учиться от тех ромов, которые преодолели все препятствия и дискриминацию и стали заметными фигурами в обществе большинства и в ромских общинах?
В.Ш.: Почему мы должны изучать ИХ историю?
3. - чтобы узнать, чем они гордятся
Г-жа Елена Кали Turull: Мы, рома, столь же важны, как и любой другой этнос, и нашу историю, конечно, надо преподать в школах, чтобы не-цыгане (и широкая публика) о страданиях и достижениях нашего народа. Мы имеем среди ромов известных ученых, педагогов, и многих людей, чтобы гордиться.
Г-жа Петра Сафарова: Это поможет показать ромов как потенциально "нормальных" и ценных граждан, а не как группу постоянных аутсайдеров… Это значит, напр., что надо включать ромских музыкантов и других деятелей в лекции о конкретном периоде и регионе, знакомиться ромской музыкой, ремеслами и искусством при изучении не-цыганских стилей.
Г-н Адриан Марш: Так что истории ромов должна отразить весь исторический опыт различных ромских этногрупп в их отношениях с не-ромскими общинами, среди которых они жили и живут. Мою обеспокоенность вызывает также акцент в преподавании истории ромов почти исключительно на цыганах как жертвах притеснения, дискриминации и геноцида. Мало говорится о них как о фермерах, рабочих, отцах и матерях, солдатах и моряках, университетских преподавателях, чиновниках и политических активистах; т.е. о положительной истории ромов. Постоянно зацикливаясь на истории рабства народов (как однажды отметил мой афро-карибский друг) мы преподаем рабство. Возможно, мы создадим историю, которая научит гордости за достижения большие и малые.
В.Ш.: Почему мы должны изучать ИХ историю?
4. - чтобы лучше узнать нашу собственную историю.
Г-жа Васка Мустафа, журналистка из Македонии: Мы [рома] живем среди других этносов, которые толком о нас не знают, наши дети учат чужую историю в школе. Это было бы хорошей идеей для больших неправительственных организаций - учить детей (не только дети ромов) ромской истории, таким образом Рома также изучит их собственную историю лучше.
Г-жа Елена Кали Turull, представительница ромской этногруппы Кэлдэраря пишет о собственном школьном опыте: Вот мое мнение. Я - дочь ромской матери, в школе мне преподавали историю Америки, как плавильного тигля, включая история индейцев аламо и мексиканцев, Линкольна и цветных, а также страны моей мамы - Испании.
Нам рассказали о королевах Изабелле и Елизавете, и т.д. Но ведь наш народ не менее значим.
Г-н Адриан Марш: При работе с не-ромскими и ромскими детьми в обычных школах особые курсы истории (особенно в связи с Забытым [цыганским] Холокостом), были полезны для понимания и расширения знаний о цыганах среди не-цыган.
В.Ш.: Почему мы должны изучать ИХ историю? - 5. - чтобы лучше понимать нашу собственную жизнь
Дети - представители меньшинств.
Г-жа Петра Сафарова: В работе со старшими учениками преподаватели могут указывать на недостаток социального развития в ромских общинах и объяснять, что бедность ведет к росту преступлений независимо от этнической принадлежности. Дети должны научиться понимать, какие факторы в жизни доминирующего обществе способствуют маргинализации, прямо или косвенно провоцирую деструктивные чувства, например, при безработице, недостатке образования, смерти, безнадежности, униженности, или мысли о неизбежности преступного выбора.
В.Ш. Дети - представители социума большинства получают больше примеров для понимания того, что многое хорошее в их жизни не само собой разумеется, что равенство шансов должно быть у всех.
Г-жа Петра Сафарова: Учителя должны понимать, что давая позитивные образцы социальных ролей цыган (в истории, музыке...), они помогают тем и другим через мультикультурное образование в духе равенства сформировать коллективные ожидания, стимулирующие цыган и показывающие пути продуктивной кооперации.
Г-н Адриан Марш: Преподавание ромских историй (я настаиваю, что это несколько дисциплин), может в конечном счете быть более полезно не-цыганам; пожалуй, они больше нуждаются в том, чтобы понять нас и себя. Разве не мы всегда были зеркалом для не-цыган, сохраняя отличия, показывая альтернативные способы бытия?
В.Ш.: Почему мы должны изучать ИХ историю? - 6. - чтобы лучше понять, что несет с собой неравенство.
Другому - представителю меньшинств.
Г-жа Петра Сафарова: Они должны понять, что шестилетний Romnoro [цыганенок] хорошо знает, чего общество большинства ждет от него - лень, тупость и преступность; это невероятно трудно для того ребенка - найти стимулы для труда и "интеграции", когда предубеждение сокращает его шансы найти и сохранить хорошее место работы. Психологи знают, как дети обычно стремятся оправдать, возложенные на них окружением ожидания.
Другому - представителю большинства.
Г-жа Мария Вильсон (из Австралии): Я полагаю, что, если человек сблизится с угнетенным человеком, то он постарается положить конец притеснению, так что полезно уже само совместное обучение. (jrjnjc@********) Я думаю, все люди должны знать о нас. Мы - не похитители детей, мы не воры, мы хотим лишь признания.
Г-н Адриан Марш: Будучи Романичелом (тревеллером ирландского происхождения со стороны отца), я хочу показать ошибочность мнений, будто ром не может быть преподавателем и историком, что у нас нет истории (скорее она скрыта), что цыгане безразличны к образованию и что можно быть или образованным, или цыганом, что-то одно.
Г-жа Петра Сафарова: Ориентированный на равенство курс должен показать, как коварно действуют предрассудки на людей, уверенных в том, что уж они - не "расисты" … Концепция "ассоциативной вины" должна разрушаться историческими и современными примерами, связанными с ромами и другими меньшинствами, женщинами, и т.д. Здесь надо показать, сколь разрушительными могут быть стереотипы, даже если они так или иначе основаны на реальности. Дети должны знать, что эти люди, представляясь не-расистами, считают, что все представители меньшинств должны "работать и интегрироваться", но сами бы никогда не взяли на работу рома или другого "нацмена".
Административные проблемы или проблемы содержания курса?
Профессор Йан Ханкок (Университет Штата Техас, Остин, США) спрашивает: Вы имеете в виду административные проблемы, или проблемы содержания курса [истории цыган]?
В.Ш. Мой ответ: Я имею в виду прежде всего содержание курса, более точно - как сообщить о жестоких и ужасных вещах в истории и как найти путь обсуждения, приемлемый для представителя любой этнической группы. Этический аспект обучения истории вообще очень важен, если мы хотим добиться успеха, особенно при работе с мультиэтническими классами.
Административные проблемы на уровне государственной политики
Г-н Асмет Элезовски: Мне нужна ромская власть и политика. Потом - мы должны поставить историю ромов перед историями больших стран, а также добиваться политического признания. После этого успеха мы сможем включить нашу историю в официальные учебники для учащихся школ. Я верю, что эти цели должны быть включены в программу Eвропейского Форума Ромов. Будь с Богом!
Формы обучения должны быть разнообразны
Г-н Адриан Марш. Я учил чешских и румынских ромов-беженцев грамоте и информационным технологиям в семьях. А также в системе др. неправительственных организаций работал с ромами, цыганами, занимаясь ростом обучаемости, включая историю.
Г-жа Петра Сафарова: Я чешская цыганка, в настоящее время - аспирантка по этномузыковедению, с острым интересом к мультикультурному образованию. Я учила многих детей и молодежь различного происхождения, включая ромов, а представителей большинства - ромской культуре и истории. Наконец, я вел мастерские по ромским искусствам и ремеслам в игровых центрах и послешкольных досуговых проектах
 
Административные проблемы на уровне планирования курса
Г-жа Петра Сафарова: Многие из моих утверждений могут быть очевидными или спорными, но я убеждена, что информация о ромах должна быть составной частью и регулярно повторяемого курса учебного плана, и не "дополнением", которое как бы подчеркивает маргинальность статуса ромов в обществе большинства.
Г-н Адриан Марш, прагматическое суждение. Мы должны признать, что история, не взирая на ее важность (повторим вечный афоризм Сатаяны: "не знающий своей истории осужден ее повторить") не является пока приоритетом для тех меньшинств, с которыми мы работаем. Пусть история - хорошее "здание нации", но для получения работы или первенства в учебе она не столь важна.
В.Ш. Административные проблемы, или проблемы содержания курса? Что важнее? Я полагаю, что это важный вопрос и для мультиэтнической, и для этнической школы. Обучение протекает в конкретном социальном контексте. Это может быть государственная школа, или частная школа, воскресные занятия, или Интернет-уроки. В любом случае административные проблемы создают внешнюю границу образовательного сценария. Должны ли мы приспосабливать содержание курса к социальным и административным условиям? Я полагаю, что да. Это - реалистический путь для достижения чего-либо.
Например, в российских школьных программах нет никаких специальных часов, запланированных для ромской истории. Таким образом, я должен найти некую новую форму и композицию для ромской истории, которая может быть легко включена в существующие курсы для школ.
Это могут быть - например - короткие фрагменты в 100 слов. Они должны иметь параллельный перевод на ромский язык для цыганских классов. Они должны быть связаны с главными темами мировой и российской истории.
Г-н Адриан Марш: Я верю, что задача историков ромских народов (этногрупп) состоит в том, чтобы заставить основные дисциплины - историй различных стран (Оттоманской, Российской империй и т.д.) принять этот цыганский элемент, а не строить отдельное "гетто" для ромской истории (как это было с африканцами и феминистками в конце 1980-х), тем самым создавая условия для ее дальнейшей маргинализации.
Включение этнической истории в общий курс
Г-жа Петра Сафарова: Я хотела бы представить мнения о преподавании ромской истории этнически смешанным классам и не-цыганам вообще. Я полагаю, что ромскую историю нельзя преподавать отдельно, не как часть не-цыганской истории, языка, социальных исследований, правительства, искусства, гражданства и других предметов.
Г-н Адриан Марш: Я должен сказать, что как и Traveller Education Services в Великобритании, я склоняюсь к модели социального включения и не одобряю отдельное обучение ромских групп, поскольку вижу, насколько важно преподавать историю ромов в контексте всей гражданской проблематики.
Содержание и форма
Г-н Адриан Марш: Для преподавания ромской истории, мы должны создать материалы для общеобразовательных школ как часть более широких курсов, для социального включения (но не для социальной ассимиляции ромов), разрабатывая программы и находя новые возможности для изучения ромских тем (ориентируясь на образование в обществе, а не только в школах).
В.Ш. Я больше интересуюсь древним периодом, но есть и иные позиции.
Г-н Зак Фрейвальд: И потом, большее внимание должно быть уделено новейшей истории - последним 100 годам, к примеру. Это недавняя история - учить ее, действительно, имеет смысл.
Более широкий период важен для г-на Адриана Марша: История цыган (я сознательно беру этот термин) в Османской империи имеет экстраординарное значение, но в большинстве историй, написанных в прошлом, этот период освещен небрежно или неточно, как и многие другие в ромской истории.
Г-н Дэвид Макэсси предлагает подход, который является довольно новым в преподавании истории, а лично мне напоминает обычный путь восстановления истории слова:
Предлагаю начать с прогноза на перспективу, и далее работать, двигаясь назад через настоящее в глубину прошлого.
В.Ш. Для первой попытки пару лет назад я выбрал три темы из цыганской истории, которые попытался осветить на цыганском. История здесь не так важна, как язык, культура...
Эта моя позиция близка к мнению, выраженному г-ном Адрианом Маршем:
Мой опыт работы в ромском проекте (грамотность и ИТ) показывает, что для участников не так важно изучить "их историю", как получить лингвистические и технические навыки для дальнейшего обучения и будущей работы.
В.Ш. Я выбрал следующие темы:
1. Рома как последняя волна расселения индо-европейцев и арьергард Великого переселения народов.
Основная идея: Прибывая из Индии в Грецию, рома частично следовали по путям индо-европейцев, напр.: латинских, греческих, славянских, германских и других народностей, которые сегодня составляют относительно постоянное население Европы. Нет никакого особого различия в стратегиях и причинах их миграций.
Ромские миграции XV и XIX столетий частично повторяли пути Великого переселения народов, благодаря которым распространились современные европейские народы в II-VIII столетиях. Почему же только ромов зовут 'кочевниками'? Все мы - странники в глубокой исторической перспективе. Это помогает нам понять, что нет никаких исторических причин для дискриминации. Это очень полезно и для не-цыганских детей, создающих новое положительное отношение к ромам, и для ромских детей, изменяющих свое старое отношение превентивной агрессии к не-цыганам.
Г-жа Петра Сафарова: Самые маленькие дети могут усвоить, что такое предрассудок, дискриминация через уроки, которые на не определяется особо этническая принадлежность, а вместо этого задаются вопросы: "Как бы Вы чувствовали себя, если ...? "Справедливо ли, когда ...?" В этом возрасте дети должны узнать о культурных и личных достижениях ромов и других меньшинств, так неявно, без акцента на различия между этническими группами, сообщается, что различные культуры ценны для страны и мира. Старшие ученики могут обсудить исторические и современные причины ситуации с ромами, как в положительном (то есть культурном), так в и отрицательном (главным образом, в социально-экономическом) аспектах.
В.Ш. Относительное единство ромских групп становится более заметным в Греции.
Основная идея: Эта часть очень важна для воспитания терпимости в отношениях между группами ромов. В Европе существует множество этнических групп ромов. Каждая из них полагает, что другие - хуже, что они не настоящие. Факт древнего единства ромов можно демонстрироваться через примеры слов индийского и греческого происхождения, общих для многих диалектов.
В.Ш. Покинув Грецию, цыгане стали кочевниками?
Идея, что рома - кочевники - одно из заблуждений, разделяемых многими людьми. Ученые раскритиковали это мнение. Так называемый кочевой образ жизни , для ром фактически обусловлен ситуативным выбором стратегии выживания. Они никогда не перемещаются с одного места на другое без внешнего принуждения властей или других драматических причин. Почему же мы не называем кочевниками беженцев или рабочих-мигрантов?
Г-жа Петра Сафарова: Рассказ о ромских культуре и лидерах может быть иногда полезен как отдельная тема, но чаще целесообразна интеграция ромских тем в "стандартный" учебный план: такой путь более соответствует интеграции ромов в общество большинства как цели сегодняшнего и завтрашнего дня.
Этический аспект преподавания истории
Г-н Зак Фрейвальд: Однако правду и вся правда должна быть сказана, если уж преподавать историю.
Термины взаимопонимания
Г-жа Петра Сафарова: Прежде, чем преподаватели зароются в исторические и современные детали, они должны рассказать о силе предрассудков. Термины типа расизма, дискриминации, генетики, неравенства, стереотипа, геноцида, ассимиляции, интеграции, маргинализации и культурного плюрализма должны быть определены и тщательно объяснены как особые понятия.
Личная позиция учителя и проблема ВЕРНОЙ интерпретации
Г-н David Mcessey: По-моему, история - очень хитрый предмет. Что позволяют "власть имущие"? Противоречия в "исторических фактах", как Вы знаете, могут вести ко всяческим осложнениям.
Г-жа Мария Вильсон (из Австралии): Я - за преподавание ромской культуры и истории, но вот кто будет преподавать? Пригласят ли местного рома рассказать об истории и т.д., или - это будет версия нашей культуры и истории от гаджё [не-цыган]?
Что уже сделано
Г-н Marko D. Knudsen любезно прислал мне Интернет-адрес, где можно найти сайт, посвященный "созданию образовательных материалов по истории Ромов и затем преподавания их в школе"
Г-н Marconi Rupa пишет: Me kamau te phenau tuke ke si lila kai sikliouen le hurdoren ando amare scola. Si zalago so kerelpes akana. Mai zborizas hai pauruas ideia sar te keras. [Я хочу сообщить тебе, что есть книги, по которым учатся дети в нашей школе. Вопрос в том, что делается сейчас. Можно обменяться идеями, как действовать.]
Салли Холе, служащая в Офисе Верховного комиссара ОБСЕ по Национальным меньшинствам любезно сообщает, что:
В отношении вашей просьбы о мнениях относительно преподавания ромской истории в школах, позвольте мне отослать Вас к сообщению Верховного комиссара ОБСЕ по Национальным меньшинствам на тему "Ситуация с рома и синти в регионе ОБСЕ" где обсуждается инкорпорация материала по ромской истории и культуре в общие учебные планы, а также в программы образования, инициированные непосредственно ромами. См. особенно СС. 81-84). Резюме семинара, который выпустил это сообщение и краткую отсылку к этой проблеме (С. 27). Оба сообщения могут быть доступны на вебсайте Верховного комиссара: http://www.osce.org/hcnm/documents/reports/
Мы желаем вам трудиться дальше
Г-жа Петра Сафарова: Я была бы счастлива участвовать в обсуждении и работе по этой теме. Буду благодарна за информацию о вашей работе и о проблемах ромского образования в вашей стране.
 
25 июля 2003 г. В.В.Шаповал, доц. каф. методики преп. истории Моск. городского пед. ун-та