Шаповал Виктор

"ДИКИЕ ХОРЫ" МАРЬИНОЙ РОЩИ


 
Мемуарные источники весьма своеобразны. В частности тем, что сведения, которые в них сообщаются, часто бывают подсознательно искажены в процессе "хранения", поэтому требуют всесторонней проверки.
Проблемы припоминания вообще остры в мемуарах [Нуркова 2000: 193-205]. Человек искусства также невольно редактирует картины прошлого, в особенности театрализуя их. Когда я читаю о конце гражданской войны: "…Вспоминая Новороссийск того времени…", а дальше - картинки "цыганского счастья": ловят брошенных коней, режут хорошую кожу с седел - верю. Это штучный факт. Но сцена "…кавалеристы прощались с конями. Обнимая за шею, целуя, они тут же пристреливали их" [Ром.-Л.: 130] - не верю. Уж больно точно это вызывает в памяти Высоцкого в роли белогвардейского штабс-капитана. Уж больно кинематографично. А потом. Что делал на берегу моря долговязый юноша без документов, скрывающийся от мобилизации? Наблюдал за прощанием типа "князя Олега с лошадью"? Скорее, это навеяно…
Вот и характеристика цыганских хоров Марьиной рощи, приведенная в книге И.И. Ром-Лебедева, тоже вызывает вопросы почти дословной перекличкой с пассажем из Аполлона Григорьева:
"Жили цыгане и в районе Марьиной рощи, но там работали на гуляньях дикие, полутаборные хоры - больше гадающие, чем поющие" [Ром.-Л.: 42].
Норма, идеал и одновременно основание для сравнения - "не дикий" хор отца автора в ресторане "Стрельна" или хор у "Яра". Но не понятно, почему хоры, певшие в ресторанных павильонах Марьиной рощи и на воздухе, были более дикими, чем хоры Петровского парка, тоже певшие и так и эдак. Думается, причина одна: автор - представитель хора в "Стрельне". Кроме семейного предания, самовозвышающего, как водится, непосредственным образцом для оформления этого суждения мог быть следующий пассаж из Аполлона Григорьева, несколько вольно прочитанный или припомненный выше:
"Для него, четверть жизни проведшего с цыганскими хорами, знавшего их все, от знаменитых хоров Марьиной рощи и до диких таборов, кочующих иногда около Москвы за Серпуховскою заставою, нарочно выучившегося говорить по-цыгански до того, что он мог безопасно ходить в эти таборы и быть там принимаемым как истинный "Романэ Чаво",- для него это была одна из любимых тем разговоров..." [Григорьев 1990-1: 536-537] (подчеркивания мои - В.Ш.).
Так что скорее всего "полудикость" хоров из Марьиной рощи - это ошибочная трансформация литературной цитаты. И еще: похоже, что во времена Аполлона Григорьева именно хоры Марьиной рощи были знамениты. Они противопоставлены диким. А Ром-Лебедев мог "вчитать" в цитату из Аполлона обратный смысл, отзвук неприязни родительского хора к конкурентам. Новый, не пушкинский "Яр" и "Стрельна" входят в моду позже, в конце 19 века [Ром.-Л.: 40]. О них нет речи у Аполлона. А дикие таборы стояли где-то в районе нынешних Карачарова - Кускова. Там и сейчас много зелени, да и бродяг.
 
В романе "Двенадцать стульев" в столовой-кафе на Арбате (ресторан "Прага") Ипполит Матвеевич и Лиза слушают, как конферансье объявляет: "Следующим номером нашей консертной программы выступит мировая исполнительница русских народных песен, хорошо известная в Марьиной роще, Варвара Ивановна Годлевская…". Комментарий М. Одесского и Д. Фельдмана: "Марьина роща в ту пору - окраинный район Москвы, изобиловавший воровскими притонами. Соответственно, конферансье намекает на специфический характер репертуара певицы" [12: 226, 498]. Комментарий в данном случае может быть уточнен. Скорее, речь идет не о блатной песне, которая в то время была еще немыслима в столовой на Арбате, а о цыганщине, с которой (1927 г.) боролась советская музыкальная общественность (ср.: одной из задач цыганской комсомольской ячейки, в которую входил Ром-Лебедев, также была борьба с псевдоцыганщиной [Ром.-Л.: 163-4]).
 

Примечания:

Нуркова 2000: Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти. М: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с.

Григорьев: Григорьев Аполлон. Великий трагик // Сочинения в двух томах. - Т.1. - М.: Худ. лит., 1990. - С. 512-552.

12: Ильф И, Петров Е. Двенадцать стульев. Полный вариант… - М.: Вагриус, 1997. - 544 с.

Ром-Л.: Ром-Лебедев И.И. От цыганского хора к театру "Ромэн". - М.: Иск-во, 1990. - 271 с.